Аренадата сломалась?
5 (1)

Аренадата сломалась?

Аренадата опубликовала отчёт за 1 квартала 2025 года. Он оказался намного ниже ожиданий. Давайте посмотрим, что не так.

Сперва отмечу, что отчёт – неаудированный, а также не финансовый, а управленческий. Это означает, что когда выйдет отчёт по стандартам МСФО, там будут несколько иные цифры. Но принципиальных различий мы не увидим.

Так, консолидированная выручка за 1 квартал 2025 года выросла на 22% по сравнению с 1 кварталом 2024 года и составила 619 млн рублей. 

Как отмечается в пресс-релизе, основным драйвером роста выручки стало увеличение доходов от услуг технической поддержки и консалтинга. Об объёмах продаж сказано не было. Но, учитывая, что доходы от техподдержки и консалтинга в доходах Аренадаты ранее составляли около 20%, я думаю, что они тоже выросли.

Но в любом случае, как я много раз отмечал: именно рост доходов от предоставления дополнительных услуг и подписочной модели, а не разовые продажи – это ключ к финансовому благополучию Аренадаты. Ребята молодцы – они последовательно идут к своей цели: сформировать вокруг своего продукта экосистему, а также увеличить долю прочих доходов.

Также менеджмент прогнозирует более выраженную сезонность бизнеса в текущем году и ждёт, что доля квартальной выручки в общем годовом обороте будет ниже 1-2 п.п. ниже, чем в 1 квартале 2024 года. Иными словами, у Аренадаты, как и у многих айтишников, основные расходы приходятся на 1 квартал, а пик продаж приходится на 3-4 квартал (особенно 4, на него может прийтись до 70% выручки).

Аренадата пытается сгладить эту сезонность на своём треке продаж, но общая экономическая ситуация диктует свои условия: покупатели начинают экономить, плюс рынок сжимается, плюс Аренадата и мелкие игроки уже насытили «первый голод» и разделили условный «пирог», и сейчас началась борьба «всех со всеми».

Аренадате закономерно нужно переходить к процессу поглощения и слияния с конкурентами, если она хочет расти, т.к. возможности органичного роста уже сильно ограничены. Собственно, она и начала эти действия, например, приобретя долю в 20% в ООО «Решения Гармония» с целью разработки нового продукта, который получит название Arenadata Harmony MDM. Он предоставляет интеллектуальные инструменты для централизованного управления мастер-данными, их консолидации, нормализации и распределения. Продукт позволяет эффективно стандартизировать мастер-данные, устранять дубликаты, минимизировать ошибки и обеспечивать соответствие нормативным требованиям в области управления данными.

Также Аренадата приступила к активному построению партнёрских отношений, чтобы в синергии расширять клиентскую базу и получать доступ на сопредельные рынки. Так, в сотрудничестве с поставщиком IT-решений RealSoft Аренадата вышла на рынок Узбекистана. 

Это правильный путь – так Аренадата сможет консолидировать вокруг себя отрасль

Что по деньгам? Компания получила за 1 квартал 2025 года убыток: финансовый результат по скорректированной чистой прибыли (NIC) –488 млн рублей. NIC – это чистая прибыль, скорректированная на капзатраты, касающиеся разработки ПО.

Как отмечается в пресс-релизе, такой результат соответствует планам Компании и учитывает финансирование стратегических проектов и операционной деятельности без привлечения заемного финансирования. Специфика разработки ПО такова, что компании в 1 квартале закладывают годовые треки расходов, которые «списываются» сразу, но реализуются постепенно. 

Поэтому у многих айтишников огромные убытки в 1 квартале.

Самое главное, что Аренадата делает эти расходы на «свои». Размер денежных средств на банковских счетах и депозитах составил более 2,8 млрд рублей на конец 1 квартала 2025 года, а чистый долг – отрицательный и составляет −2,6 млрд рублей.  

В апреле 2025 года Совет директоров рекомендовал выплатить дивиденды по результатам 2024 года и 1 квартала 2025 года. Если их утвердит собрание акционеров, то владельцы акций получат 3,43 рубля на акцию. Суммарно это 717,4 млн рублей – вполне посильная сумма для компании. 

В общем, я бы не сказал, что Аренадата сломалась: убыток допущен вполне осознанно, в рамках текущей стратегии, а также с учётом сезонности. Думаю, что всё будет нагнано в будущих периодах. Главное, что компания без долгов.

Держите Аренадату?

Уважаемые коллеги, приглашаю в телеграм-канал, в котором я разбираю финансовые отчёты, анализирую бизнес компаний, а также даю комментарии и отвечаю на ваши вопросы https://t.me/+qKgMZlaTaqZlN2Iy

Оцените статью
[Общее число голосов: 1 Средняя оценка: 5]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *