По многим пабликам разлетелась «тревожная» весть: дефицит бюджета в РФ за полгода почти достиг всего плана за год – 3,7 трлн рублей против 3,8 запланированных. Это практически 1,7% ВВП. Чем это грозит? Давайте разбираться.
Парламент буквально недавно исправил закон о действующем бюджете, скорректировав его на новые реалии.
Месяцем ранее отставание доходов от расходов было меньшим – 3,4 трлн рублей, или 1,5% ВВП. Таким образом, отдельно взятый бюджетный июнь был также дефицитным (в плюсе в этом году был только март).
Скорее всего, в будущем нас ждёт ещё одна корректировка бюджета. Чем она обусловлена?
- Негативная динамика роста налоговых поступлений от нефтегазовых доходов – по итогам 1 полугодия они упали на 16,9% до 4,7 трлн рублей. С другой стороны, это компенсируется сильным ростом доходов от ненефтегазовых доходов – они прибавили 12,7% год к году, составив 12,9 трлн рублей.
- Низкая цена на нефть – ранее в бюджет была заложена средняя цена марки Юралс в районе 70 долларов за бочку, теперь скорректирована до консервативного ожидания в 56 баксов.
- Сильное укрепление рубля – ранее бюджет был свёрстан из ожидания примерно 95 рублей за доллар. Теперь практически за счёт полного отсутствия импорта и слабого спроса на зарубежную валюту доллар торгуется за 78-80 рублей, и сильного потенциала для ослабления рубля я пока не вижу.
- Сильный рост расходов федерального бюджета – год к году он увеличился на 20,2%, в то время как доходы выросли всего на 2,8%. Главное, конечно, это оборонные расходы – они не снижаются, но в этом году хотя бы не растут.
На сколько именно могут вырасти расходы? Сложно сказать. В прошлом месяце консенсус аналитиков ЦБ РФ составлял примерно 1 трлн рублей. Причины всё те же: дешёвая нефть, слабый рубль, оборонные расходы… Кроме того, отмечают слабый рост экономики РФ – это приведёт к замедлению или даже сокращению роста налоговых поступлений.
Накопленный дефицит за 12 месяцев уже составляет 6 трлн рублей, или почти 2,8% ВВП
На мой взгляд, этот дефицит сохранится –т.е. к концу года мы подойдём с «дырой» в бюджете в 2,8-3% ВВП.
Что может помочь?
- Подорожание нефти – на примере конфликта на Ближнем Востоке мы уже видели, что цены на нефть не так устойчивы, как кажется, и любая даже локальная стычка может подбросить цену вверх. Впереди – сложная осень.
- Повышение налогов. Правительство уже рассматривает поэтапную отмену УСН и вводит новые налоги (в т.ч. налог на рекламу в интернете). Не исключено, что на осенней сессии законодатели могут вести очень творческую деятельность.
- Повышение акцизов. В принципе, это то же самое, что и рост налогов. Но их проще и быстрее согласовать. Да и вообще, государство в любой непонятной ситуации повышает акцизы.
- Сокращение расходов – отмена неэффективных трат, дополнительной помощи компаниям, субсидий и льгот. Собственно, над этим Правительство и должно работать, но пока получается не очень.
- Снижение ключевой ставки для перезапуска экономики и роста ненефтегазовых доходов. Но тут есть опасность разгона инфляции, а через это – дополнительных расходов, так что это палка о двух концах. Но, как мне кажется, сейчас перспективы снижения ставки перевешивают риски. Даже так: риски от удержания или повышения ставки выше рисков от её снижения.
- Завершение СВО и резкое сокращение военных расходов – тут пока неясно. Я рассчитываю, конечно, что к осени наступит либо фаза активных переговоров, либо уверенное наступление наших войск, которое само по себе будет служить катализатором переговоров. Но будем реалистами и будет ставить на реалистичных «лошадей».
- Расчехление запасов – резервы: ФНБ, золото, валюта – вариантов много на самом деле.
Таким образом, в целом варианты для решения проблемы дыры в бюджете есть. В конце концов, могут подопустить рубль путём скупки валюты, чтобы простимулировать рост рублёвых доходов.
Но сама по себе дыра в бюджете – это не страшно. 3% для нашего огромного ВВП – это не трагедия. Есть страны, которые живут с большим дефицитом бюджета, например, у Китая – 7,34%, США – 7,26%, Польши – 6,6%, Великобритании – 5,75%, Финляндия – 4,4%, Италия – 3,4%.
Да и профицит бюджета тоже сам по себе в отвязке от других показателей ничего не значит. Например, в Лесото профицит бюджета 7,32%, в Конго – 5,81%, в Никарагуа – 2,33%, а я бы не сказал, что там уровень жизни шибко высокий.
Потому что важно не то, какой у тебя бюджет – а какова его структура и какова его эффективность. Можно все деньги спустить на космос, в то время как твои граждане голодают. Можно иметь и триллион рублей, но если инвестиции бюджета приносят на этот триллион минуса – то это плохое расходование.
Нюансов много. Поэтому говорить, что у нас начнутся проблемы из-за дыры в бюджете – это не совсем правильно. Проблемы у нас начнутся (точнее,уже начались) совсем по другим причинам. И дефицит бюджета – это не причина, а следствие данных проблем.
Такие дела.
Уважаемые коллеги, приглашаю в телеграм-канал, в котором я разбираю финансовые отчёты, анализирую бизнес компаний, а также даю комментарии и отвечаю на ваши вопросы https://t.me/+qKgMZlaTaqZlN2Iy