Как акционеры платят за долги компании…
5 (1)

Как акционеры платят за долги компании…

Если вы думали, что проблемы компании с долгом касаются не акционеров, а только облигационеров – о, как вы ошибаетесь! Давайте посмотрим на примере М.Видео, что происходит. 

О проблемах М.Видео я писал много раз – довольно большой подробный материал вышел практически год назад, в ноябре 2024 года: тогда я размышлял, является ли М.Видео банкротом и пришёл к выводу, что больше да, чем нет. 

Близкий возможный дефолт компании я предсказывал в августе 2023 года: но тогда всё обошлось. Ритейлер тогда нарушил ковенанты банков, но в итоге ситуацию замяли.

А вообще о глобальной «бомбе» в бизнесе М.Видео я писал аж в обзоре отчёта за 2022 год, и уже тогда предсказывал, что ничего хорошего от неё ждать не следует – бизнес-модель неэффективная, долги растут, процентные расходы крепчают… При этом в 2020-2021 году М.Видео выглядела отлично: закончился цикл инвестиций, была надежда на возобновление дивидендов… И на этом позитиве многие набирали позиции.

Именно поэтому в то время мне мало кто верил (можно почитать соответствующие комментарии на других площадках и на моём сайте), но я понимал, что рано или поздно тут рванёт. И вот рвануло.

Компания заявила о намерениитувеличить уставной капитал на 1,5 млрд акций по открытой подписке. Это огромный размер допки – сейчас в обращении находится всего 180 млн акций. Т.е. текущая допка приведёт к размытию долей практически в 9,5 раз. А ведь есть разрешение на допэмиссию ещё 2 млрд (!) акций, что приведёт к размытию долей более чем в 20 раз!

На моей памяти больше накуканивали инвесторов только в Вагонах (ОВК), там размытие было в 25 раз. 

Ну и допка ВТБ – но это уже легенда.

Основных причин допки у М.Видео три:

  1.  огромный долг – около 100 млрд рублей, который генерит огромный проценты, которые просто нечем платить
  2.  падение основных операционных показателей (т.е. объёма продаж) и через это снижение выручки – так, в 1 полугодии 2025 года выручка упала на 15,2% до 171,2 млрд рублей.
  3.  отрицательная прибыль (короче говоря, убыток) – за 1 полугодие 2025 года убыток составил аж 25,2 млрд рублей, при том, что за весь 2024 года убыток составил «всего лишь» 21,1 млрд рублей (а вообще из убытков компания не вылезает с 2021 года)

В итоге произошло полное исчерпание акционерного капитала (он составляет –7,1 млрд рублей), а также полное отсутствие кэша.

При этом М.Видео убыточный на операционном уровне, т.е. он генерит убытки ещё до выплаты процентов по кредитам! Для понимания: за последние 12 месяцев операционная прибыль составила всего 671 млн рублей. Операционный денежный поток за 12 месяцев поставил абсолютный антирекорд: −23,6 млрд рублей. В прошлом году он был около нуля, и на том спасибо.

М.Видео уже бахнули допку в мае этого года (по закрытой подписке), тогда её выкупили ООО «КэпиталГард», ПАО «ЭсЭфАй», ООО «ЭсЭфАй КЭПИТАЛ», ООО «ЛЭНБУРИ») – т.е. структуры Гуцериева, который попытался спасти компанию. Тогда продали 500 млн акций, и это сократило долг до текущих 100 млрд рублей.

Теперь же решили погасить остальной долг – размер допэмиссии, если считать по текущим рыночным ценам, будет примерно равен 99 млрд рублей: как раз хватит, чтобы залатать дыру.

Поможет ли это М.Видео? Сомневаюсь...

У М.Видео две крупные проблемы:

  1.  Высокая ключевая ставка. И это провоцирует не только проблемы с процентами по долгу, но и с привлечением инвестиций для развития (новые магазины открывать на что-то нужно), да и оборотку тоже надо финансировать. И кассовые разрывы из-за неплатежей контрагентов покрывать. Плюс поведенческая психология – сейчас у потребителя есть выбор: купить новый гаджет или же положить деньги под проценты в банк. Продажи техники сейчас рухнули в разы, в потреб.секторе настоящий кризис. Проблемы тут не только у М.Видео, но и у всех в отрасли.
  2.  Проигранная конкурентная борьба. В то время как развивались маркетплейсы, а конкуренты активно осваивали онлайн-продажи, М.Видео… правильно, строила гиперы. И потом, когда все уходили в цифру, М.Видео… правильно, строила гиперы… В итоге доля онлайн-продаж у М.Видео составляла в лучшие времена едва ли 35%, при этом в «зачёт» онлайн-продаж шли оформления… в магазе. Это когда вы выбрали продукт на витрине, а сотрудник оформил это как покупку через приложение и тут же выдал на кассе. 

В общем, как видим, допка решит только проблему с долгом. Фундаментально у М.Видео ничего не изменится.

Хотя сейчас блогеры и аналитики начнут разгоняют идею в М.Видео «под допку» (акция существенно упала, но допка будет размещаться по цене выше), под «оздоровление» бизнеса, под снижение ключа…

Но если М.Видео «не шмогла» даже в лучшие времена (восстановление потребительского спроса после локдауна 2020-2021 годов), то сможет ли она сейчас, когда ситуация ещё более сложная? Оч сомневаюсь. 

Держите М.Видео?

Уважаемые друзья и коллеги, приглашаю в телеграм-канал, в котором я разбираю финансовые отчёты, анализирую бизнес компаний, а также даю комментарии и отвечаю на ваши вопросы лично https://t.me/+qKgMZlaTaqZlN2Iy

Оцените статью
[Общее число голосов: 1 Средняя оценка: 5]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *