Новабев выкатила операционные результаты за 2 квартал и 1 полугодие 2025 года. Слишком много данных не раскрыли, но видно, что по сравнению с прошлым годом результаты намного лучше. Чем это вызвано и что ждёт компанию дальше?
Общие отгрузки за второй квартал превысили 4 млн декалитров (+13%), а за полугодие приблизились к 7,2 млн декалитров (+5%). В прошлом году же мы видели минусы по этим позициям, что было вызвано как эффектом высокой базы позапрошлого года, так и общим трендом на сокращение потребления алкоголя в России.
В этом году показатели удалось превысить в основном за счёт роста общего количества торговых точек, т.е. увеличение товарооборота. Тренд на сокращение потребления алкоголя продолжается, да и конкурентную борьбу никто не отменял.
- Отгрузки собственной продукции в России составили 3,2 млн декалитров (+16%) во втором квартале и 5,6 млн декалитров (+6%) за полугодие. Как видим, пока отечественные производители в тренде.
- Отгрузки импортных партнерских брендов приблизились к 765 тыс. декалитров (+5%) во втором квартале и достигли 1,5 млн декалитров за полугодие – зарубежный алкоголь продаётся заметно хуже.
- Продолжается курс на укрепление премиальных марок. Двузначные темпы роста демонстрируют бренды именно из этой категории (Ортодокс +55%, Белая Сова +36%, Траблмейкер +145%, Грин Бабун +33%), что позитивно влияет на маржинальность. Если, например, сеть Mercury (туда входят КБ и Бристоль) сделала ставку на масс-маркет и расширение ассортимента продаж сопутки, то Новабев по-прежнему делает ставку на премиальный и люксовый сегменты. Ну и я отмечу, что пока это – лучшая стратегия.
Новабев в этом году стала лидером в России по объему продаж крепкого алкоголя во всех каналах, включая федеральных ключевых клиентов, и заняла первую строчку в рейтинге крупнейших производителей алкоголя в России по версии Forbes.
Ключевое в кейсе Новабев – продолжающийся рост сети ВинЛаб
Так, количество торговых точек в июне достигло 2 131, а выручка собственного ретейла выросла во втором квартале на 25,8%, за полугодие — на 22,7%. Как я писал, ставка на премиальность себя оправдывает: трафик и средний чек за 2 квартал 2025 года выросли на 14,2% и 10,2% соответственно, а за полугодие +11,8% и 9,7%.
Общий показатель сопоставимых продаж за первое полугодие составил +8,9%, на LFL-средний чек пришлось 8,7% роста. Это к слову о том, что роста продаж компания добивается не только за счёт расширения (т.е. открытия новых магазинов), в отличие, например, от Магнита, где сопоставимые продажи стагнируют, а средний чек растёт крайне медленно.
Как указывается в пресс-релизе, «в работу внедряется ИИ, активно развиваются ретейл-маркетинг и e-com. Вместе с поступательной работой над внутренними процессами, включая автоматизацию и диджитализацию, это приносит видимый эффект».
Ну, я бы посмотрел на финансовые показатели, прежде чем судить об эффекте автоматизации и диджитализации. Но если смотреть на кейс Икс 5 – то да, сейчас ИИ и автоматизация в ритейле решают если не всё, то крайне многое. Это сокращение костов, затрат на логистику и персонал, а также оптимизация продаж: грубо говоря, ИИ анализирует, где что больше продают – то в эти магазины и отправляют.
Т.е. продажи строятся не от плана (такая-то торговая точка должна продать столько-то товара на такую-то цену), а от фактической структуры потребления среди покупателей. И это зарешает в долгосрочной перспективе.
Держите Новабев?
Уважаемые коллеги, приглашаю в телеграм-канал, в котором я разбираю финансовые отчёты, анализирую бизнес компаний, а также даю комментарии и отвечаю на ваши вопросы https://t.me/+qKgMZlaTaqZlN2Iy