Озон: что в реальности стоит за прибылью
5 (1)

Озон: что в реальности стоит за прибылью

Озон отчитался за 2 квартал 2025 года. И – трам-пам-пам! – компания наконец-то показала прибыль! Спустя почти 25 лет после создания… Мда… Давайте посмотрим, чем обусловлена эта прибыль и является ли она разовой – или же Озон теперь всегда будет в плюсе.

Общая выручка увеличилась на 87%, до 227,6 млрд рублей − в основном за счет существенного увеличения выручки от оказания услуг и процентной выручки.

Озон молодцы в том плане, что в последнее время начали уходить от формата классического интернет-магазина в сторону двух ключевых направлений: маркетплейс и банкинг. Да, они сделали это позже Вайлдберриз, которые изначально выступали как маркетплейс, а потом прикрутили к нему банк. Но лучше поздно, чем никогда.

И тут очень важный момент: чем отличаются форматы интернет-магазина и маркетплейса? В первом случае Озон сам выступает магазином, т.е. закупает и продаёт товары, а разницу кладёт в карман. Чем больше разницы накрутил – тем лучше.

И тут у Озона и случился главный камень преткновения: расходы на логистику и склад оказались очень высокими, и ему никак не удавалось свести дебет с кредитом. Обороты (GMV) росли, но при этом за счёт отрицательной маржи росли убытки.

Формат маркетплейса другой: площадка не продаёт товар сама, а выступает как бы витриной для разных продавцов, а зарабатывает на комиссии от продавца. Т.е. Озону тут пофигу, кто как торгует на её площадке – в прибыль или убыток – само казино маркетплейс всегда в прибыли.

Ну и банкинг (выделенный в отдельное направление − финтех – в случае с Озоном). Он позволяет зарабатывать и на покупателях, которые берут рассрочки и кредиты в Озон-банке, и на продавцах, которые также берут кредит под оборотку у самого Озона. Т.е. Озон тут зарабатывает вообще на всём.

В последних разбора Озона я как раз указывал на подобную трансформацию бизнеса и указывал, что это – единственный шанс Озона стать прибыльным. В общем, похоже у менеджмента пока получается. 

Озон не раскрыл точные данные по сегментам, кроме финтеха: выручка от этого направления составила 20,3% от общей (против 14,35% годом ранее), в целом выручка от финтеха выросла на 164% за год. 

Точных данных по выручке от маркетплейса нет, но чистый поток от операционной деятельности вырос аж на 949% за год (и это не опечатка) – с 2,6 до 27,5 млрд рублей.

Озон очень хорошо поработал над сокращением расходов и оптимизировал себестоимость, в результате квартальная валовая прибыль выросла на 269% (и это тоже не опечатка) до 57,5 млрд рублей.

Скорр. EBITDA вновь в положительной зоне против провального прошлого года – 39,2 млрд рублей.

И, самая мякотка, Озон показал впервые в истории чистую прибыль – аж 359 млн рублей. Да, в масштабах всего бизнеса сумма символическая, чистая рентабельность всего 0,15%, в рамках погрешности – но важен сам факт.

Отмечу ещё, что Озон показалрекордный оборот (GMV) – 958,4 млрд рублей (+51% г/г), что позволило нарастить долю на рынке е-com с 20% до 24% (у Вайлберриз доля 33%), что сделало Озон вторым крупнейшим в отрасли игроком (он даже опередил Яндекс Маркет).

Операционный денежный поток группы показал рост в 4 раза г/г, в том числе за счёт процентных доходов – ведь теперь у Озона есть банк. Для понимания: ЧОДП от е-ком сегмента за год вырос с 2,6 до 27,5 млрд рублей, а от финтеха – с 39,2 до 152,4 млрд. 

Таким образом, по факту Озон получает именно от финтеха основную прибыль

Е-ком, судя по всему, по-прежнему убыточен.

Это и хорошо, и плохо. Хорошо в том плане, что Озону за счёт синергии бизнесов удалось в целом всю свою «лодку» вывести из зоны убыточности в плюс. Плохо – что банковский бизнес для маркетплейса по факту не основной. Грубо говоря, это как если бы авиакомпания зарабатывала прибыль не за счёт перевозки пассажиров и грузов, а за счёт продажи напитков во время полёта.

Короч, отбери у Озона банк – всё снова станет серым и депрессивным. Но с банком всё играет яркими красками.

Таким образом, дальнейшая судьба всей компании целиком и полностью зависит от маржи финтех-сегмента

Скорее всего, мы увидим дальнейший рост, т.к. у Озона амбиционные планы по развитию направления. Ну а снижение ключевой ставки позволит бизнесу дышать легче, а также простимулирует спрос на потребительском рынке. Т.е. Озон-банк будет бенефициаром снижения ставки, ну а с ним вместе и весь бизнес целиком.

Если вам нравится такая конфигурация, то окей. Инвестировать в Озон в долгосрок в целом можно – шансы на серьёзный рост в долгосроке появились, и очень некислые. Озон может повторить судьбу Яндекса, который тоже очень долго работал в убыток, но перешёл в плюс, а сейчас даже начал платить дивиденды. Нужно лишь, чтобы тренд на прибыль у Озона закрепился.

Ну и основной бизнес было бы неплохо вывести в плюс, а иначе очередной банковский кризис – и всё опять скатится в минуса.

Уважаемые друзья и коллеги, приглашаю в телеграм-канал, в котором я разбираю финансовые отчёты, анализирую бизнес компаний, а также даю комментарии и отвечаю на ваши вопросы лично https://t.me/+qKgMZlaTaqZlN2Iy

Оцените статью
[Общее число голосов: 1 Средняя оценка: 5]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *