Самолёт: когда на взлёт?
5 (1)

Самолёт: когда на взлёт?

И снова многострадальный Самолёт. Компания на днях провела День Инвестора, где менеджмент рассказал о ситуации вокруг компании.

У меня сложилось двоякое впечатление о событии. С одной стороны, круто, что компания не оставляет инвесторов и комментирует все слухи о себе. С другой стороны, не убедили. Давайте посмотрим, что там.

Долг

Менеджмент довольно подробно разъяснил ситуацию с долгом, который состоит из трёх главных составляющих: займы в банках, счета-эскроу и заимствования на долговом рынке (облигации). 20% долга составляют как раз кредиты и облигации, обеспеченные ликвидными активами (в первую очередь – земельным банком).

Текущий показатель чистый долг / EBITDA – 1,3. Если считать со счетами-эскроу, то там гораздо выше (больше 2), но считать так не совсем корректно. Под конец 2025 года Самолёт планирует снизить этот показатель до 1. Как – не совсем понятно.

В феврале 2025 года наступает оферта по облигационному выпуску на 20 млрд рублей. Компания намерена вместо выкупа облигаций предложить более привлекательный купон, сравнимый по ставкам по депозитам. Если облигационеров это не устроит – то выпуск погасят: денег на счетах компании хватает.

Но вот дальше вопрос. Общий объём обязательств Самолёта на 2025 год составляет 70 млрд рублей, в то время как на счёте компании только 30 млрд рублей. Соответственно, нужно реструктуризировать большую часть обязательств – большой вопрос, под какую ставку это будет и насколько удастся «растянуть» долги. И как это укладывается в стратегию «снизить долг / ебитда до 1» − непонятно.

Цели на 2025 год

Цель Самолёта на 2025 год – выход на объём продаж в 1,3 млн квадратов, т.е. на уровне 2024 года. При этом ранее планы были – продать в 2024 году 1,9 млн квадратов, а в 2025 – 2,9. Понятное дело, что если бы не СВО и не ставка, то Самолёт, скорее всего, достиг бы поставленных планов. Но всё-таки…

Кстати, в 2025 году менеджмент Самолёта ждёт удорожания стоимости квадратного метра! Честно говоря, сомневаюсь в этом. Тем более, что прямо сейчас Самолёт распродаёт квартиры со скидкой 25%, а также, по слухам, сильно сокращает персонал из отдела продаж за невыполнение плана.

Самолёт предсказывает замедление темпов строительства. Компания перестанет развиваться так агрессивно, а сфокусируется на наиболее прибыльных позициях. Объем проектов, отложенных «на полку», составляет 3,6 млн кв. метров.

Но от экспансии в регионы не отказывается: запланировано возведение в регионах более 20 новых проектов. А запас квадратов, готовых к реализации в 2025 году, вырастет с 2,9 до 3,6 млн. Удастся ли их продать?

Земельный банк

Земельный банк Самолёт продавать не собирается, но и покупать тоже больше не будет. Сейчас банк оценивается в 1 трлн рублей, но насколько ликвидные эти земельные участки в разгар кризиса и удастся ли реализовать эту сумму в реальности – большой вопрос.

Ипотека

Доля ипотеки в сделках Самолёта постепенно снижается: с 80% в начале 2024 года до 74% в конце. В 2025 году ожидается доля ипотеки в 65%. Количество продаж со 100% предоплатой, кстати, выросло за год с 12% до 17% от общего количества сделок – это очень хороший показатель.

Новые акционеры, байбек и дивиденды

Прокомментированы слухи, что владелец компании Михаил Кенин (владеет 31,6% акциями) ищет покупателей на свой пакет акций. В общем, не ищет. А вот ГК «Красная площадь», действительно, вышла из числа акционеров, причём ещё в 2023 году – и что это с финансовым состоянием Самолёта никак не связано. Также сейчас в капитал вошли два крупных инвестора с пакетами 2-5%, но они не называются.

Байбек будет продлён до конца года. Компания намерена выкупить акций на 10 ярдов. Как это будет сочетаться с перекредитованием – непонятно. Также в середине 2025 года нам представят новую дивидендную политику, что тоже звучит как фантастика.

Общие выводы

Менеджмент настроен очень позитивно, видно, что ребята видят проблемы и намерены их решать. Моё мнение подтвердилось: Самолёт попал в ловушку роста, когда захватил огромный кусок и надеялся, что ему удастся всё переварить. Плюс менеджмент очевидно рассчитывал, что ситуация со ставкой не зайдёт так далеко, а льготная ипотека буквально никогда не кончится. Но всё пошло не по плану. И сейчас компания максимально быстро перестраивается.

Насколько быстро это удастся в реальности, учитывая ворох проблем – не знаю. Но пока в эту область не лезу: слишком много рисков. Возможно, при цене акций ниже 500 рублей можно будет покупать в долгосрок со всем «зоопарком» проблем. Сейчас – точно нет. Равно как я бы и опасался покупать облигации компании. До банкротства, конечно, ещё далеко, но оно всегда бывает внезапно. И если проблемы Самолёта достигнут облигационеров, они просто не успеют ничего сделать.

А вы держите Самолёт или уже всё продали?

Оцените статью
[Общее число голосов: 1 Средняя оценка: 5]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *