Самолёт отчитался за 1 полугодие 2025 года неожиданно сильно, акции вновь драйвят наверх. Но что скрывается за цифрами и нет ли какой-то скрытой негативной информации? Давайте разбираться.
На первый взгляд, отчёт просто огонь: выручку удалось сохранить примерно на том же уровне (171 млрд рублей за полгода), что прям хорошо, если учитывать текущие ставки по ипотеки и вызванные этим падение продаж, а также эффект высокой базы прошлого года.
Скорр. EBITDA подросла на 7% г/г до 57,5 млрд. Рентабельность по скорр. EBITDA – крепкие 34%! Операционная рентабельность тоже в плюсе: +4 п.п. до 29%. Менеджмент постарался: коммерческие и административные расходы упали на 12% и 8% соответственно. В этом ребята молодцы, конечно.
Операционка тоже радует: продали 553,2 тыс. кв. м, выполнив план на 96%. Да ещё и вышли на первое место по объёмам ввода жилья в России! Экспансия в регионы (Казань, Уфа, Екатеринбург) идёт полным ходом.
Но на этом с безудержным оптимизмом всё
Выручка-то не росла по сути (+0,1% г/г). Да, была высокая база 2024 года, но околонулевой рост – это всё же не рост. К тому же, в выручке спрятаны разовые доходы от продажи земли на 3,1 млрд. Без них картина была бы ещё скромнее.
А теперь главное – чистая прибыль. Она просто обрушилась на 61,9% г/г до смешных в масштабе бизнеса 1,8 млрд рублей. Рентабельность – всего 1,1%! И это ещё цветочки: если бы не разовый доход от продажи дочек в 2 ярда, компания бы и вовсе ушла в убыток на операционном уровне.
Почему так вышло? Всё просто – долги!
Долговая нагрузка – это ахиллесова пята Самолёта. Чистый долг (с учётом денег на эскроу) – 128,1 млрд. Соотношение Net Debt/adj. EBITDA – 1.13. Звучит неплохо? Это лишь красивый фасад.
На самом деле, если смотреть на долг без эскроу-счетов (а эти деньги предназначены строго на строительство, их не потратить на что-то ещё), то картина жуткая: ND/EBITDA взлетает до 6.2! Это космический, просто неприличный уровень. Как у Делимобиля.
И это ещё не всё. Общий долг – 704 млрд рублей, из них 78% – краткосрочные займы! Т.е. их отдавать придётся вот прям щас. А средняя ставка по ним, по некоторым оценкам, – около 24% годовых. Компания, конечно, заявляет о 13%, но верится с трудом – кто бы дал сейчас перекредитоваться по таким ставкам? Я бы первый был в очереди.
Процентные расходы съели вообще всё. Покрытие процентов по EBITDA (Interest coverage) – всего 1.0. Это значит, что операционной прибыли хватает только на то, чтобы буквально заплатить проценты по кредитам. Ни о какой нормальной прибыли для акционеров речи не идёт.
Что же делать Самолёту?
Сейчас всё висит на одном-единственном факторе – рефинансировании. Самолёту срочно нужно перекредитоваться на 300+ млрд рублей по человеческим ставкам. Если сможет – выживет и даже начнёт радовать, когда ключевая ставка ЦБ снизится. Если нет – жди беды с нарушением ковенантов и паническими распродажами.
Менеджмент старается: увеличивает долю обеспеченного долга, говорит о монетизации зембанка и продаже квартир в ЗПИФ. Но пока это лишь планы.
В общем, история с Самолётом, на мой взгляд сейчас, – это классическая рулетка. Либо ребята успешно рефинансируются и выстрелят ростом, когда ставки пойдут вниз, либо долговая пирамида рухнет. Третьего не дано.
Пока ставки высоки, а долговая нагрузка такая пугающая, акции – чистая спекуляция на понижение ставок. Для осторожного инвестора здесь рисков вагон и маленькая тележка. Я бы предпочёл подождать конкретных успехов в рефинансировании, а не акции покупать в надежде на светлое будущее.
А вы держите Самолёт?
Уважаемые друзья и коллеги, приглашаю в телеграм-канал, в котором я разбираю финансовые отчёты, анализирую бизнес компаний, а также даю комментарии и отвечаю на ваши вопросы лично https://t.me/+qKgMZlaTaqZlN2Iy