Инвестпривет, друзья! Сегодня прожарим… Магнит. Да, в последнее время по нему много появилось постов, поэтому я не буду указывать очевидные вещи, а сфокусирую внимание на неочевидном. Погнали!
Начало
Расцвет Магнита связан с деятельностью Сергея Галицкого, основателя и генерального директора сети. Галицкий создал АО «Тандер» в 1995 году, но первый продовольственный магазин открылся в Краснодаре только в 1998 году. В 2000 году появилось торговое наименование «Магнит», и этот бренд начал активную экспансию по городам и областям.
В 2004 было проведено IPO на Московской бирже, и появилось ОАО «Магнит» (сейчас ПАО «Магнит»)
К 2013 году Магнит обошел по уровню продаж своего главного конкурента – X5 Retail Group, но уступил ему пальму первенства уже в 2018 году.
Акционеры
Контролирующим акционером компании является Marathon Group – ему принадлежит 29,2% акций. Другой крупный акционер – ВТБ, в 2021 году банку принадлежало 17,28% акций. Сергею Галицкому принадлежит 3% акций.
Напомню, что в феврале 2018 года Галицкий продал 29,1% своих акций банку ВТБ. Причем продажа прошла с дисконтом к рынку примерно в 5%. По слухам, Галицкого вынудили это сделать под сильным давлением.
Ещё на балансе дочки Магнита АО «Тандер» находится 3,9% акций. Формально их можно считать квазиказначейскими, но ритейлер их пока не стремится погасить.
Что по бизнесу?
Если мы посмотрим на основные метрики, то кажется, что всё хорошо:
- Год 2017 / 2018 / 2019 / 2020 / 2021 / 1п2022
- число магазов 18 348 / 20 725 / 21 564 / 26 077 / 26 731
- выручка 1143 / 1237 / 1369 / 1554 / 1856 / 1136,3
- опер.прибыль 57,9 / 72,2 / 59,2 / 88,4 / 108,9 / 66,1
- ебитда 91,6 / 89,6 / 85,1 / 109,4 / 133,1 / 53,2
- чистая прибыль 35,5 / 33,9 / 17,1 / 33 / 48,1 / 32

Но дьявол, как известно, в мелочах, и вот с этими мелочами у Магнита всё не очень хорошо.
Доход с магазина
Во-первых, обратите внимание на выручку с одного магазина. В 2017 году она составляла примерно 62,29 млн рублей, а в 2021 – 71,38 млн. Вроде бы рост, но это всего 2,76% в год!
Если смотреть на чистую прибыль, то ситуация ещё печальнее. В 2017 году один магаз приносил чистыми 1,9 млн рублей, а в 2021 – 1,8 млн. Видите, какое падение? И да, миллионов рублей – а не миллиардов. Я специально пересчитал.

Дело в том, что у Магнита очень большие операционные затраты, в число которых входит оборотный капитал. Для тех, кто не в курсе, как работают ритейлеры? Они покупают продукты, везут в магазин и продают. Но чтобы купить продукты, нужен изначальный капитал. Он и именуется оборотным. У Магнита он всегда очень высок, потому что компания много запасает впрок, а уровень продаж не растёт.
Если мы посмотрим LFL (это сопоставимые продажи, т.е. продажи в старых магазах год от года, без учёта новых), то увидим, что до 2018 года он был отрицательным, в 2019 году составил всего 0,4%, в 2020 – 7,4%, в 2021 – 7%. Правда, в 1п2022 году он увеличился до 13,1%, но это эффект для всех ритейлеров – люди после объявления СВО готовились к худшему и сметали с прилавков буквально всё.
В целом рост LFL ниже инфляции – это уже звоночек.
Далее, трафик ежегодно падает: –3,2% в 2017, –2,6% в 2018, –2,3% в 2019, –5,9% в 2020, –0,1% в 2021 и –1,6% за 1п2022 года.

Средний чек растёт тоже вяло: 0,2% в 2017, 0,1% в 2018, 2,8% в 2019, 14,1% в 2020 (пандемия), 7,1% в 2021, 15% в 2022 (СВО). Резкий рост есть только в кризисные годы, а потом он сглаживается.

Таким образом, у Магнита падает чистая прибыль в пересчёте на один магазин, падает уровень продаж из-за сокращения трафика, почти не растут LFL, а средний чек наименьший среди конкурентов.
Рентабельность
Во-вторых, посмотрим на рентабельность. Она очень низкая. Вы уже могли в этом убедиться, глядя на денежные потоки. Чистая рентабельность всего 2,6%, рент. ебитды – 7,2%, рент. FCF вообще отрицательная. ROA тоже копеечный – всего 4%.

У всех конкурентов, включая депрессивную Ленту, эти показатели гораздо выше. С X5 и Fix Price так вообще разница в 5-7 раз!
Зато ROE хотя бы радует: 26,9%. Но это от того, что капитал у компании небольшой.
На этом все! Если захотите можете почитать другие мои «прожарки» они не менее интересные, чем эта. Удачи и прибудут с вами деньги!
Еще больше прожарок здесь Telegram—канал