В целом уровни листинга облигаций совпадают с уровнями листинга акций, но есть отличия в требованиях к эмитенту.
III уровень
Условия для размещения облигаций в III уровне такие:
- Соответствие деятельности компании законам РФ и нормативным актам ЦБ
- Раскрытие бухгалтерской информации
Регистрация проспекта ценных бумаг для III уровня не обязательна, но большинство компаний это делают, чтобы привлечь больше инвесторов.
Третий уровень позволяет привлекать небольшие суммы без особого требования к эмитенту. Причем облигации этого уровня размещают не только сомнительные компании, но и вполне крупные. Например, облиги III уровня любит Норильский никель, Башнефть, а еще больше — Альфа-Банк.
Но большинство облигаций III уровня — это бросовые и высокодоходные облигации довольно сомнительного качества. Облиги этого листинга занимают порядка 60% от общего объёма размещений.
II уровень
Если компании нужно привлечь больше денег и под более выгодные условия, то ей нужно разместить облигации во II уровне. К облигациям уровня добавляются следующие требования:
- Объём выпуска не менее 500 млрд рублей
- Номинальная стоимость не выше 50 тыс. рублей или 1000 у.е.
- Эмитент существует не меньше года или 3 месяца при наличии поручителя
- Отсутствие дефолта или с этого момента прошло больше 2-х лет
- Финансовая отчетность предоставлена за 1 календарный год
- Наличие у эмитента или поручителя уровня кредитного рейтинга
Облигации II уровня листинга занимают примерно 15% от общего рынка облиг. В него входят компании, которые не попали на I уровень, но при этом им необходима значительная сумма. Облиги данного уровня занимают самую меньшую долю рынка.
I уровень
Ко всем предыдущим требованиям добавляются еще и эти:
- Объем выпуска не менее 2 млрд рублей
- Эмитент существует не менее 3-х лет
- Раскрытие финансовой отчетности за 3 календарных года
- Наличие кредитного рейтинга согласно условиям биржи
- Соблюдение требований по корпоративному управлению
В эту группу входят ОФЗ и самые ликвидные и надежные облигации на Московской бирже, таких эмитентов, как как Сбер, Газпром, Аэрофлот, РЖД, Лукойл и т.п. Доля таких бумаг на рынке составляет примерно 25%
Но как я написал, у компаний могут быть разные уровни листинга по разным финансовым инструментам. Например, акции Норильского никеля входят в I уровень листинга, а некоторые облигации в III. Всё зависит от цели, которые преследует компания.
Однако можно запомнить простую закономерность: чем выше уровень листинга облигации, тем она надёжнее.
Полезно? Ставьте оценки, а я продолжаю делать для вас крутые материалы!
Уважаемые коллеги, приглашаю в телеграм-канал, в котором я разбираю финансовые отчёты, анализирую бизнес компаний, а также даю комментарии и отвечаю на ваши вопросы https://t.me/+qKgMZlaTaqZlN2Iy