Инвестпривет, друзья! Говоря о растущих акциях, многие представляют себе ракеты в стиле Tesla, Tinkoff, Zoom, Nvidia или AMD. Но на самом деле, растущие акции, как подкласс активов, – очень разные. И грести всех под одну гребенку не следует. Как и в числе стоимостных акций можно выделить акции с растущими дивидендами, ловушки стоимости, дивидендных аристократов и т.д., так и в числе растущих можно найти самые разные типы. Разберемся, какие типы растущих акций бывают.
Жизненный цикл компаний
Растущие акции — это акции растущих компаний. Но на какой стадии роста их следует покупать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, как вообще выглядят стадии роста компаний.
Лично я выделяю следующий жизненный цикл коммерческих компаний:
1. Стадия венчура – на этой стадии компании развиваются в основном на деньги инвесторов. Они предлагают новые технологии или услуги, но прибыли обычно не приносят. Не факт, что такая компания будет вообще существовать. На бирже таких компаний немного, и большинство из них появились в ходе слияния со SPAC-компаниями. Классический пример – Virgin Galactic.
2. Стадия роста – компания получает первую реальную выручку и даже иногда положительную прибыль. Часто на этой стадии компания ведет себя как дизраптор, вытесняя конкурентов и экстенсивно развиваясь. Об оптимизации бизнес-процессов речи не идет – важен только рост и борьба с конкурентами. Примеры – Uber, Lift, Netflix, Booking, Яндекс, Snap, Autodesk, Airbnb и др. Иногда, правда, эта стадия слишком долго затягивается. Например, Uber и Lift с момента IPO так и не стали прибыльными, а Озон не был прибыльным вообще с момента основания.
3. Стадия расцвета – на этой стадии компания поборола основных конкурентов и начинает активно монетизироваться, увеличивая рентабельность и двузначными темпами наращивая чистую прибыль. Также начинается частичная оптимизация бизнес-процессов. Примеры: Amazon, Tesla, NVIDIA, AMD, PayPal, AliBaba, Meta, Alphabet и т.д.
4. Стадия зрелости – здесь растущая компания преобразуется в стоимостную, начиная возвращать акционерам их вложения в виде дивидендов и байбеков. Компания оптимизирует бизнес-процессы и в целом продолжает расти, причем как за счет органики, так и путем поглощений, слияний и изобретения новых прорывных технологий. Примеры: Microsoft, Apple, Visa, Mastercard, Adobe, Cisco, Qualcomm и т.д.
В целом акции роста – это бумаги компаний в первых трех стадия. Иногда к акциям роста относят бумаги компаний и в 4-й стадии, но тут уже какое-то пограничное состояние.
Далее начинаются стоимостные истории.
5. Стадия плато – компания перестает агрессивно захватывает рынки и концентрируется на внутренних процессах. Большинство стоимостных акций как раз находится в этой стадии. Это не значит, что у компаний нет перспектив: напротив, многие активно изобретают что-то новое и продолжают развиваться, так как остановка – это смерть. Но кратно им сложно вырасти именно из-за своего громадного размера. Примеры: Coca-Cola, Pepsi, Pfizer, Colgate, JnJ, Abbott, Intel, Chevron и т.д.
6. Стадия заката – ну, тут всё понятно. Компания сдает позиции и становится классической ловушкой стоимости. Примеры: большинство телекомов, электроэнергетические и коммунальные компании, IBM, General Motors, Ford, Omnicom, производители табачной продукции и т.д.
Не все эти компании плохие. У многих большие запасы денег, уникальные технологии, своя клиентская база. Чаще всего им не везет с руководством, которое не знает, что со всем этим делать.
Иногда после следует стадия ренессанса, когда компания, как феникс, воскресает и привносит на рынок что-то новое, и ее акции резко переоцениваются. Если этого не происходит – компанию ждет длительная агония, а потом смерть.
Отмечу, что границы между стадиями очень зыбкие, особенно, если компания занимается сразу несколькими направлениями. Но примерно всё так и распределяется.
Какие стадии развития компаний интереснее?
Лично мне интересны акции во 2, 3 и 4 стадиях, так как я нацелен на долгосрочный рост и могу ждать 20-25 лет. Акции компаний на 1-й стадии для меня слишком рискованны, так как может выстрелить, а может нет. Может оказаться, что у компании вообще ничего нет (гуглите Nikola или Кэти Холмс).
Компании на стадии плато (5-ая стадия) интересны только в качестве защитной части, т.е. я покупаю их в качестве альтернативы облигациям. Однако для пенсионеров, у которых нет 20-25 лет в запасе для роста, такие акции предпочтительнее. Я всё-таки думаю, что когда я выйду на пенсию, то большинство акций в моем портфеле автоматом перейдут в данную стадию по мере развития.
Компаний в стадии заката я стараюсь избегать. Не потому, что они плохие. Пенсионерам и ультраконсерваторы могут найти немало интересных историй среди них. Но лично мне интереснее инвестировать в что-то другое – потому что у меня есть выбор.
Не все растущие акции одинаково полезны
Далеко не все растущие акции имеют перспективы дальнейшего роста (небольшой каламбур, но я его обосную).
Речь идет о росте бизнеса. Если бизнес не растет или не растет достаточно быстро – почему же растет акция, стоящая за этим бизнесом? Очень просто. Инвесторы, вкладывающие в акции на стадии 1 и 2, закладывают в цену будущий рост. Они предполагают, что через какое-то время компания станет лидером отрасли и сможет вернуть терпеливым инвесторам вложенные средства с помощью дивидендов или байбека.
Ну, либо как вариант – в акции находится много спекулянтов, которые ждут кратного роста, а затем просто продадут акцию. Они инвестируют не в бизнес и не в рост бизнеса, а в акцию – т.е. ждут просто «ракеты». Их не интересует будущее компании, но они готовы спекулировать на жадности и страхе других участников рынка, которые этого самого будущего (причем в радужных тонах) ждут – не дождутся.
Поэтому для таких акций бесполезно смотреть текущие мультипликаторы (классику типа P/E или P/S). Поскольку в цене заложен будущий рост, то необходимо оценить несколько вещей, в первую очередь: насколько ожидание этого роста реально обосновано. Т.е. если акция растет на 30% в год, то бизнес должен вырасти в будущем минимум на 30%. Если этого не происходит – акция летит вниз.
Показательны в этом плане примеры Meta и Netflix – едва инвесторы усомнились в прежних темпах роста бизнеса, как акции кратно сложились.
Поэтому акции роста очень нервно реагируют на отчеты и прогнозы. Когда их владельцы видят, что акция растет быстрее бизнеса или что в бизнесе наметилась стагнация, то они ее продают.
Это, конечно, не подход инвестора, а подход типичного спекулянта, который делает ставку не на рост бизнеса, а только на рост актива. Но что поделаешь, если в модных растущих акциях спекулянтов сейчас гораздо больше, чем инвесторов?
Долгосрочные инвесторы в массе своей предпочитают не стартапы и не венчуры на 1 и 2 стадиях, а устоявшиеся компании в 3-5 стадиях. Поэтому стоимостные акции в целом менее волатильны, чем растущие. Инвесторы более терпеливы, чем спекулянты, и не сбрасывают активы в любой непонятной ситуации.
Как оценить растущие акции?
Чтобы оценить растущие акции, необходимо применять форвардные мультипликаторы, учитывающие рост будущей прибыли. Самые популярные: это Forward P/E, Forward P/S и PEG. Если форвардные P/E и P/S намного меньше текущих мультов, то у акции есть потенциал роста (нет, не так: инвесторы закладывают в акцию возможность роста, и если она не оправдывается – всё летит вниз).
Fwd P/E посчитать просто: считайте, что капитализация не меняется (например, составляет 100 млрд долларов), а вот прибыль изменилась с 10 млрд до 20 млрд. Текущий P/E составляет 10, а Fwd P/E составляет 5. Следовательно, есть потенциал роста в 2 раза, т.е. Fwd P/E подтянется до текущего P/E.
Это, конечно, упрощенное понимание, но примерно так всё и работает.
PEG предложен Питером Линчем и использует прогнозный рост прибыли в будущем.
Для расчета PEG используют формулы:
- PEG = P/E / EGR, где EGR – ожидаемый рост прибыли на акцию
- PEG = P/E / CAGR, где CAGR – средние темпы роста прибыли в прошлом
- PEG = P/E / (EGR + Div Yield), где Div Yield – дивидендная доходность
Посчитаем на примере первой формулы. Так, если P/E равен 5, а прогнозируемые темпы роста прибыли составляют 10%, то PEG будет равен 0,5. Если же темп роста всего 2%, то PEG будет равен 2,5. Следовательно, чем выше темпы роста, тем ниже значение PEG. Значение PEG ниже 1 указывает на крайнюю недооцененность акции.
Лично я для понимания, насколько сильно инвесторы переоценивают растущую акцию, использую именно PEG, а не просто P/E, поскольку это зеркало в прошлое и ничего не говорит нам о том, чего инвесторы ждут от этой акции в будущем.
И тут появляются очень интересные штуки. FAANG нередко называют пузырем, но какой же это пузырь, если Apple, Amazon и прочие Гуглы растут на 20-30% в год, а их средний PEG только немного выше 1.3? Вот у Tesla PEG равен 8.2, т.е. акция очень переоценена даже относительно растущих акций. Вот где настоящий пузырь.
Или посмотрите на PEG у модных IT компаний пусть и с большим ростом: ServiceNow 19.11 (темпы роста – 33.5%, как у Apple, а дороже в 10 раз!), Tyler Tech 11.19 (темп роста 13%), saleforce 10.87 (темп роста 26%), Citrix 6.42 (темп роста всего 4%!), Juniper 4.83 (темп роста отрицательный: –1.8%, EPS снижается 5 лет подряд в среднем на 13.5%!), Intuit 3.77 (темп роста очень скромные 15.5%).
Про P/E и P/S у этих компаний даже говорить не буду.
Вот где настоящий пузырь, ребята. Вот что будет падать большими темпами, когда к инвесторам и спекулянтам придет осознание, что бизнес не догоняет темпы роста самой акции. Просто эти акции не на слуху, и поэтому пузырь в них надувается не очень заметно для большинства участников рынка.
Итак, при анализе растущей акции я смотрю на рентабельность, темпы роста самого бизнеса и сопоставляю с ростом самих котировок. Проще всего это сделать с помощью сравнения текущих P/E и P/S и форвардными значениями, а также PEG. Удачи, и да пребудут с вами деньги!